Лоукостер Wizz Air (Венгрия) надеется использовать COVID-19 себе во благо, отмечает интерактивный вестник aviav.ru. Коронавирус уже успел отсечь многие маршруты воздушного сообщения на планете. Авиакомпании вынуждены выживать, им приходиться сокращать авиарейсы, есть такие, кому вообще пришлось приостановить полеты. Воздушные гавани пустеют, авиакомпании, производители авиатехники несут огромные убытки, вынуждены просить господдержки. В одном из недавних интервью генеральный директор венгерского перевозчика Й. Варади, заявил представителям СМИ, что не видит особого повода для грусти. Крупнейшая в Европе бюджетная авиакомпания намерена дальше наращивать провозные мощности, а текущий кризис – это очередная проверка на прочность бизнеса.
В условиях противодействия распространению COVID-19 мировые правительства действуют далеко не всегда согласовано, решения иногда принимаются хаотично, что обостряет чувство неопределенности в сфере пассажирских авиаперевозок. По итогам марта спрос на услуги европейских авиаперевозчиков упал на 23%, по итогам апреля этот показатель будет еще выше. В компании Wizz Air считают, что спрос начнет восстанавливаться в мае, а прежний уровень будет достигнут в начале лета. Многие авиакомпании уже испытывают дефицит ликвидности, учитывая ситуацию на кредитном рынке, финансовые проблемы там решить вряд ли помогут. Кредиты сейчас выдаются совсем на других условиях, чем, скажем 2-3 месяца назад. Многие банки вообще не хотят кредитовать попавших в беду авиаперевозчиков.
Й. Варади придерживается мнения, что слабые авиаперевозчики, если ситуация не нормализируется в ближайшее время, вынуждены будут покинуть рынок. Это позволит более сильным игрокам укрепить свои позиции. Кризис переживут те, у кого есть определенный запас прочности, а у авиакомпании Wizz Air он есть. В кризис авиакомпания вошла, имея 1,5 миллиарда евро. По итогам последних международных отраслевых исследований компания очень крепко стоит на ногах в плате платежеспособности и ликвидности. Далеко не все авиаперевозчики могут похвастаться этим. Топ-менеджер венгерского авиаперевозчика заявил, что они вполне могут себя финансировать 2-3 года, не выполняя, в общей сложности ни единого авиарейса. Запас прочности многих их конкурентов – каких-то несколько месяцев, не более. Единственный их шанс решить проблему с ликвидностью, то есть выжить – получить кредит или господдержку, отмечает Варади.
Отрасль воздушных перевозок пережила в прошлом не одно сильное потрясение (экономические спады, всевозможные эпидемии, прочие негативные для развития отрасли явления экономического, политического, техногенного плана). Авиакомпании, наученные горьким опытом, сформировали определенную «философию выживания». Авиаперевозчики всегда должны иметь резерв ликвидности, чтобы иметь возможность «пережить» сложные для бизнеса времена. Это как спасательный круг, когда отрасль переживает кризис, сложные экономические условия и так далее. Второй плюс вышеозначенной философии, это возможность оперативно действовать, использовать кризис как шанс реализовать долгосрочные стратегические планы.
Сегмент бюджетных пассажирских авиаперевозок, по мнению Й. Варади достаточно устойчив к экономическим потрясениям. Классические авиакомпании, как показывает практика последних десятилетий, нередко менее жизнеспособны в этом плане, яркий тому пример атипичная пневмония начала 2000-х гг. или извержение вулкана, заставившее «вздрогнуть» в 2010-м году не только Исландию.
Авиакомпании-дискаунтеры контролируют практически половину воздушного сообщения Европы. Авиаоператоры, придерживающиеся традиционной модели ведения бизнеса, уязвимы, медленно реагируют на текущую ситуацию на рынке. COVID-19, не исключено, подстегнет консолидацию рынка. Слабые игроки не смогут устоять, выжить за счет господдержки, если кризис затянется. Между прочим, кредиты или финансовые средства, выделенные государством, рано или поздно так называемым «счастливчикам» придется возвращать. Демонстрирующим год от года низкую рентабельность авиакомпаниям будет сделать это ох как непросто.